В одной из прошлых публикаций мы затронули важную и неоднозначную тему — буллинг в детском коллективе. Тогда мы рассматривали этот вопрос через призму пострадавшего. Но у этой ситуации всегда есть 2 стороны. И если одного дразнят, обязательно будет тот, кто этим занимается.
Но как быть, если ваш ребёнок — инициатор травли?
Первый шаг —–
принять реальность
Вероятно, первым делом вам захочется защитить своего ребёнка, уйти в отрицание. Наши дети для нас самые лучшие, хорошие и добрые, поэтому может быть трудно поверить в то, что сын или дочь стали причинять кому-то страдания. Нужно принять тот факт, что, к сожалению, ребёнок может совершать неправильные поступки и быть злым по отношению к окружающим. Однако именно на родителях лежит серьёзная ответственность — они должны разбираться с такими проявлениями личности и помогать своим детям меняться в лучшую сторону.
Начните разговор
В первую очередь необходимо выяснить причины такого поведения, узнать, почему ребёнок так поступает. Говорите спокойным голосом, не кричите и не давите, не пытайтесь вызвать чувство вины и стыда. Ребёнок должен чувствовать, что вы рядом и хотите помочь, а не отчитать или наказать.
Объясните
происходящее
Возможно, юный задира не до конца осознаёт масштаб проблемы. Может, «шутки» кажутся ему безобидными и безвредными. Или же он не понимает, что вредит не только тому, на кого направляет свой поток агрессии, но и себе
Скажите, что ситуация вышла из-под контроля, и речь идёт уже не о детских шалостях, а о настоящем насилии. Спросите, почему ребёнок так поступает и какую цель он преследует, чего хочет добиться.
Затем попросите мысленно примерить на себя роль жертвы. Перечислите все те действия, которые совершал ваш ребёнок, но только чтобы на этот раз он представил, как они направлены на него.
Объясните, что травля навредит всем сторонам. Пострадает психика и буллера, и жертвы, и наблюдателей. Именно поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее — в противном случае всех ждут неприятные последствия в виде психологических травм, как минимум.
Обратитесь
за помощью к специалисту
Как правило, одной беседой проблему травли не решить. Здесь нужен комплексный подход, который включает в себя разные инструменты и участие разных специалистов.
Во-первых, необходимо поговорить с классным руководителем / другим ответственным представителем школы и узнать, какую работу он планирует провести, чтобы ситуация в коллективе стабилизировалась. Вариантов может быть много: классный час на тему недопустимости буллинга, совместный просмотр фильмов, например, «Чучело» и «Повелитель мух», групповая игра или беседа с психологом.
Самому задире, вероятно, могут понадобится индивидуальные сеансы. Важно, чтобы наедине с психологом ребёнок проработал свои внутренние проблемы и травмы, которые могли привести к такому поведению. В процессе терапии специалист сможет дать вам, родителям, конкретные рекомендации дальнейшей работы под ваш случай.
Пообщайтесь
с родителями пострадавшего
Важно, чтобы детский конфликт не перерос в противостояние родителей. Необходимо дать понять родителям пострадавшего ребёнка, что вы в курсе происходящего, не согласны с таким развитием событий и поведением ребёнка и готовы со своей стороны участвовать в разрешении этого конфликта. Расскажите пострадавшей стороне о том, какие меры вы уже приняли и как планируете действовать в дальнейшем. Также договоритесь оставаться на связи, чтобы контролировать ситуацию и вовремя реагировать на любые изменения.
Отталкивайтесь от развития событий конкретно в вашем случае. Если для примирения сторон уже нет шансов, возможно, стоит подумать над сменой школы, чтобы исключить дальнейшее развитие конфликта.
Направьте энергию
в доброе русло
Помогите ребёнку найти продуктивный выход эмоциям и потребностям, окружите его такой средой, в которой у него просто не будет необходимости прибегать к насилию и агрессии в коммуникации с другими людьми.
Например, если ребёнок захочет попробовать себя в сфере информационных технологий, в Реботике существует несколько направлений — как для творческих личностей, так и для настоящих логиков и «технарей».
При этом мы не боимся ребят со сложным характером и быстро находим к ним подход, потому что знаем, как направить их энергию в нужное русло, скорректировать поведение и показать его таланты, способности и светлые стороны.